Учим малышей говорить (советы логопеда)
Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы мама и папа правильно относились к развитию речи своего ребенка. Некоторые родители не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, и действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть и минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты, а он по-прежнему молчит». Таким родителям приходится объяснять, что они нагружают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу.
Предлагаем рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить:
1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?". Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
3. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту).
4. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. Пойте ребенку перед сном.
5. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
6. Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняй-тесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки и индивидуальное развитие.
7. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
8. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".
9. Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для него слово. Подобные действия вызывают потерю интереса у ребенка.
10. На начальных этапах работы добивайтесь четкого произнесения какого-либо звука, слова. Поощряйте любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.
Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам и чаще хвалите своего малыша.
И. Т. Полшкова
логопед ОРДП с ОВЗ